–Я–Њ–љ—П—В–Є–µ —Д–Є–љ–∞–љ—Б–Њ–≤, –°—Г—Й–љ–Њ—Б—В—М —Д–Є–љ–∞–љ—Б–Њ–≤, –§—Г–љ–Ї—Ж–Є–Є —Д–Є–љ–∞–љ—Б–Њ–≤
   
       
–У–ї–∞–≤–љ–Њ–µ –Љ–µ–љ—О



“олько у нас лучшие нат€жные потолки на любой вкус.

–Ъ–ї—О—З–µ–≤—Л–µ —Б–ї–Њ–≤–∞:


 

‘ункции финансов



Ќикто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществл€етс€ формирование и использование фондов денежных средств. » на вопрос, что €вл€етс€ источником формировани€ многочисленных фондов на разных уровн€х, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. ќсуществить процесс распределени€ ¬¬ѕ можно с помощью финансовых инструментов: процентных ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

≈сли говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполн€ют две основные функции: распределительную и контрольную. “а часть финансов, котора€ функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создани€ денежных доходов и накоплений, выполн€ет не

только распределительную и контрольную, но и функцию формировани€ денежных доходов (регулирующа€).

–аспределительна€ и контрольна€ функции осуществл€ютс€ финансами одновременно.  ажда€ финансова€ операци€ означает распределение ¬¬ѕ и Ќƒ и контроль за этим распределением.

1. –аспределительна€ функци€. ќна наиболее нагл€дно про€вл€етс€ при распределении Ќƒ, когда создаютс€ основные (первичные) доходы. »х сумма равна Ќƒ.

ќсновные (первичные) доходы формируютс€ среди участников материального производства и дел€тс€ на 2 группы:

 I группа: заработна€ плата рабочих, служащих, доходы фермеров и кресть€н, зан€тых в материальном производстве;

  II группа: доходы предпри€тий сферы материального производства.

ќднако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных дл€ развити€ приоритетных отраслей народного хоз€йства, обеспечени€ обороноспособности страны, удовлетворени€ материальных и культурных потребностей населени€. Ќеобходимо дальнейшее распределение или перераспределение Ќƒ.

Ёто св€зано:

· с наличием нар€ду с производственной сферой непроизводственной, в которой Ќƒ не создаетс€ (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.);

· с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использовани€ доходов и накоплений предпри€тий и организаций;

· перераспределением доходов между различными социальными группами населени€.

¬ результате перераспределени€ образуютс€ вторичные (производные) доходы.   ним относ€тс€ доходы, полученные в отрасл€х непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.)

“аким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными регионами страны, формами собственности, классами, социальными группами населени€.  онечна€ цель распределени€ и перераспределени€ национального дохода – развитие производительных сил, рыночной структуры экономики, укрепление государства, повышение уровн€ жизни населени€.

2.  онтрольна€ функци€. ќна про€вл€етс€ в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. “о есть, финансы посто€нно сигнализируют о том, как складываютс€ пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хоз€йствовани€.

‘инансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. ќн нацелен на повышение экономического стимулировани€, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхоз€йственности и расточительства. 

  онтрольна€ функци€ финансов тесно св€зана с распределительной - это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. ќн пронизывает все систему отношений, св€занных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представл€ет собой стоимостной контроль через форму собственности. ѕоскольку финансы выражают отношени€, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функци€ финансов - это только контроль реального денежного оборота.

  ‘инансы осуществл€ют контроль на всех стади€х создани€, распределени€ и использовани€ общественного продукта и национального дохода. »х контрольна€ функци€ про€вл€етс€ во всем многообразии хоз€йственной де€тельности предпри€тий.  онтроль рублем ведетс€ за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. ќн действует на всех стади€х кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношени€х с бюджетом и другими звень€ми финансовой системы. ќбъектом контрольной функции финансов €вл€ютс€ финансовые показатели де€тельности предпри€тий, организаций, учреждений.

ќдна из важных задач финансового контрол€ - проверка точного соблюдени€ законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнени€ финансовых об€зательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных об€зательств предпри€тий и организаций по расчетам и платежам. 

 онтрольна€ функци€ финансов про€вл€етс€ также через многогранную де€тельность финансовых органов: ћинистерства финансов, ‘едеральной налоговой службы и т.д.

3. –егулирующа€ функци€ св€зана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. ¬ цел€х регулировани€ экономики и социальных отношений используютс€ также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. ќднако, на сегодн€шний день в –‘ регулирующа€ функци€ развита слабо. 

4. ¬ услови€х рыночных отношений финансы должны также выполн€ть стабилизационную функцию, т.е. обеспечить дл€ всех хоз€йствующих субъектов и граждан стабильные услови€ в экономических и социальных отношени€х. ќсобое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

COPYRIGHT (¬©‘инансы и кредит. ”правление финансами) 2009 ALL RIGHT RESERVED